В 1936 году, когда в воздухе запахло грядущей войной, семья стала
рассматриваться как ячейка советского общества. Постановление от 27
июня запрещало аборты и их пропаганду, увеличивало пособия матерям, а
также усложнило развод. Один-два раза в год на последних полосах
журналов появляются «женские рубрики»: мода, кулинария, здоровье, дети.
Между тем, в «Работнице» подчеркивалось, что рисунки одежды
предназначены для перешивания старых платьев, а выкройки даются на
«средний размер».
В период Великой Отечественной на первый план выступают нормативные
образцы, подчеркивающие супружескую верность, самоотверженность,
готовность к самопожертвованию. Возникает новый образ «боевой подруги»
и «защитницы Отечества», а также производственницы, перевыполняющей
план.
В послевоенные годы в связи с большими людскими потерями
государственная агитация вновь делает акцент на репродуктивной роли
женщин. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об
увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и
одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», наряду с
серьезными изменениями в семейном законодательстве, устанавливал звание
«Матери-героини».
«Бывало, забеременеешь и пригорюнишься. «Что будем делать, – думаешь, –
когда седьмой или восьмой ребенок родится? Трудно будет». А муж
улыбнется и скажет: «Не тужи, мать, государство нам поможет. Дети
вырастут – и под старость нашими кормильцами будут», – делилась
мать-героиня Никулина с «Работницей» в 1945 году.
Подчеркивается "исконно женское предназначение" – рожать и воспитывать детей, заботиться о доме, поддерживать мужа.
Образы работающей матери, внимательной жены и даже домашней хозяйки
постепенно вытесняют женщин у станков, в поле и на ферме.
В 1945 году учреждается журнал «Советская женщина», отвечавший за
формирование и продвижение образа советской труженицы за рубежом.
В 1955-м году разрешение на аборт частично ослабило представление о
женщине как о существе, имеющем исключительное назначение быть матерью.
Ослабление идеологического давления во время «оттепели» повлекло за
собой снижение степени воздействия пропаганды. В журналах появляется
новый морально-этический образ советской женщины, наряду с
профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир.
В семейном законодательстве 1968-го года подтверждается центральная
роль женщины в семье со ссылкой на то, что «советской женщине
обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания
счастливого материнства со все более активным и творческим участием в
производственной и общественно-политической жизни», говорится о
«свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и
уважения всех членов семьи».
Официальное предпочтение модели семьи, сосредоточенной вокруг матери,
закреплялось в Конституции СССР 1977 года, определяющей роль женщины в
обществе в качестве
«труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки».
Основными приоритетами становятся ориентация на оказание помощи женщине
и ее семье в быту, что выразилось в появлении приложений для всей
семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким
образом, женские журналы из общественно-политических стали приобретать
некоторые черты изданий для женщины и ее семьи.
|
Советские женщины проявляли удивительную изобретательность в вопросах моды |
В 50-60 гг. широкое распространение получают журналы «Модели сезона»,
«Модели одежды», «50 моделей ГУМа» и журналы социалистических стран,
преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже
в 70-е годы уже с фотографиями.
В 70-80 гг. новые идеологические тенденции проявились в противопоставлении образов порядочной и высоконравственной "советской"
и аморальной «западной» женщины.
Советы специалистов-косметологов на страницах «Работницы» или «Крестьянки» в основном сводились к применению домашних средств,
что наилучшим образом соответствовало задачам экономии и идеалу
естественности. К примеру, для мытья волос женщинам рекомендовалось
использовать мыльный порошок для бритья «Нега» и «Волна»; вместо
бесцветной помады – вазелин; вместо крема для рук – глицерин; добавлять
цвет и блеск бровям и ресницам советовали, смочив их растительным
маслом; для окраски волос активно применялись хна и басма, а также
натуральный молотый кофе.
Не менее важными признавались диета и правильный режим дня. Естественность – это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «западной» искусственности.
Через журналы навязывалась концепция советской моды, вводившая нормы
потребления и «абсолютного вкуса». Рубрики ограничивались изображением
моделей женской одежды, их названиями и приложением с выкройками.
С укоренением женщины в партийно-государственном аппарате (к слову
говоря, формально) самостоятельную жизнь на страницах женских журналов
получил образ «женщины-руководителя» в сером официальном костюме, с
монолитной строгой прической и значком «Делегата очередного съезда»
вместо броши.
Итак, женским СМИ в Советском Союзе отводилась роль проводника
коммунистической идеологии, а образ женщины формировался в соответствии
с генеральной линией партии и правительственными решениями, исходя из
социально-экономических потребностей социалистического общества.