Санкт-Петербург, Михайловский замок (Инженерный), Памятник Петру I
Казалось бы, это должны знать все. По крайней мере, те, кто живет в Питере... В частности, и об этом памятнике, у которого есть неразрешимая до сих пор загадка.
Знаменитый памятник (первая конная статуя в России вообще, кстати) с надписью «прадеду от правнука» так и стоит со своей загадкой. А загадки имеет смысл сохранять! Их беречь нужно, раз уж нет разгадки.
Да, у того памятника (Растрелли), где царь гордо восседает на коне, где на пьедесталах изображены важные эпизоды Северной войны – битвы при Гангуте и под Полтавой, а за отполированную пятку моряка хватаются тысячи туристов для того, чтобы сбылось их желание, есть очевидная тайна.
Собственно, тайн там немало: и в цифрах, и в самой истории создания скульптуры. (Павел I поставил его наперекор желанию матери). Но есть тайна, любимая всеми. Но, кажется, уже забываемая. Даже Википедия молчит.
Смотрим первый раз.
Конь под Петром прекрасен, благороден, с изогнутой круто шеей, пышным хвостом, мощными ногами. Стройный жеребец персидской породы по имени Лизетта. И чепрак у него с крупными кистями, и сбруя с подвесками, и уздечка в драгоценностях. Сам с царственной осанкой. Под стать императору, увенчанному лавровым венком и с маршальским жезлом. Слиты они в один художественный образ, целостный и величественный.
Единственный недостаток коня: передняя левая нога и не лошадиная вовсе. Женская это ножка, причем в туфельке.
Смотрим снова. Лучше щелкнуть по фотографии и лично убедиться. Она самая – ножка, очень неплохая по форме.
За два столетия выдвигались различные теории этого странного явления. И самого коня вспоминали... очень добрым словом. Как ни странно, сего бравого коня звали очень легкомысленным именем Лизетта (говорят, в честь дочки). С Лизеттой Петр не расставался, и Лизетта любила Петра. Говорят, конь мог так соскучиться, что сбегал из конюшни и сам разыскивал хозяина. Лизетта же была с ним во всех баталиях, в Персидском походе, даже под Полтавой. И пила и ела с общего стола. И огорчалася Лизетта до слез, если важные поездки отменялись.
Сейчас ее чучело в Зоологическом музее Академии наук. И все-таки версия страдает. Лизетта ведь, хочешь-не хочешь, – лошадь. При чем здесь стройная женская прелесть?
Вторая версия – шутка или мелкая месть.
Снова версия, уже романтического плана: скульптор запечатлел ножку возлюбленной. На общую память?
Тайна эта зафиксирована и в книгах, в частности, у знаменитого знатока города Н. Синдаловского. Ножку видят все, видят с того самого момента, когда памятник занял свое место. Никаких мер никогда не предпринималось, а детям из года в год, из столетия в столетие родители показывали сей казус. За исключением Великой Отечественной войны, когда памятник сняли, тут же закопали, спрятали от бомб и водрузили снова только в 1944 году. И снова потом показывали, и удивлялись, и задавались все теми же вопросами. На которые так и нет ответа.
Материал взят : http://shkolazhizni.ru
|