Наиболее полно и развернуто правила этикета для женщин из боярских,
дворянских и богатых купеческих семей были отражены в
«Домострое» –
сборнике поучений, наказов и советов, созданном во времена правления Ивана Грозного.
По сути, «Домострой» был развернутым справочником по организации
домашнего хозяйства, во главе которого стоял
мужчина – глава семьи.
В «Домострое» многие рекомендации, касающиеся женщин, формулировались
как советы мужу, который должен обеспечить соответствующее поведение
супруги. «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным
наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как
душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем
покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и
исполнять по его наставлению... Да всякий бы день у мужа жена
спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А
в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит
муж».
|
К.Е. Маковский. Боярышня у окна |
Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в
религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По
их мнению, именно такая жена – «
добрая,
трудолюбивая,
молчаливая –
венец своему мужу».
Пожалуй, больше всего советов связано с ведением женой домашнего
хозяйства, вплоть до содержания конкретных меню на разные дни недели.
Если следовать «Домострою», женщина должна была весь день «крутиться»
как белка в колесе: «Сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что
занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам,
на нее глядя, повадно было трудиться».
Любопытно, что «Домострой», следуя религиозным требованиям,
регламентировал даже
интимную жизнь, но советы давал мужчине, так как в
этом случае женщина была в его полной зависимости: «Люби и жену свою и
в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и
в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости
избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии».
А. Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви
Естественно, что женщинам запрещалось многое из того, что считалось обычным для мужчин. Для них был даже введен своеобразный
сухой закон:
«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было:
ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. Питье находилось бы в погребе
на леднике, а пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на
людях. Если придут откуда женщины справиться о здоровье, им тоже
хмельного питья не давать, да и свои бы женки и девки не пили допьяна и
в людях и дома. Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков
еды и питья втайне от мужа своего не держать».
Эти патриархальные отношения, глубоко укоренившиеся в русской жизни, стал решительно ломать
Петр I. В первую очередь он заставил бояр
одеть своих жен и дочерей в европейские платья и
вывести их в свет – на ассамблеи и различные увеселения. На петровских ассамблеях вино подавали всем, в том числе и женщинам.
А не выпить, если тост провозглашал сам император, было нельзя. Можно
представить, какими обалделыми глазами глядели бояре на своих далеко не
грациозных супружниц, которые, после принятия нескольких чаш спиртного,
выделывали замысловатые па в танцах.
При Петре женщины оказались вовлеченными в
общественную жизнь, где
вынуждены были вести себя, подражая европейским правилам, правда, в том
виде, как эти правила толковал царь-реформатор. Но и монарх был не
всесилен, в семейном кругу «Домострой» продолжал царствовать еще многие
десятилетия.
К середине XVIII века домостроевские традиции стали исчезать и из
семейной жизни дворян. Особенно быстро этот процесс пошел в годы
правления
Елизаветы и Екатерины II.
Теперь молодое поколение дворянок было с детства
обучено языкам, среди
которых основным считался французский. В страну буквально хлынули
французские книги, французские моды, французские манеры и нравы. В
дворянской среде нарасхват шли «французики из Бордо», которым поручали
воспитание детей. Если научить языку бывшие парикмахеры, лакеи и
модистки еще как-то могли, то настоящим аристократическим манерам –
вряд ли. Не зря же представители французской знати, устремившиеся в
Россию в период революционных потрясений в своей стране, отмечали у
русских барышень какую-то неестественную жеманность и стремление слепо
и без разбора следовать всему французскому. В России даже прижились
характерные для Франции
женские дуэли.
В обществе сложились определенные нормы поведения, которых должна была
придерживаться светская женщина. В основном они базировались на
аналогичных европейских нормах этикета, но впитали в себя и собственно
российский колорит. Как ни странно, в них сохранились и отголоски
«Домостроя». Считалось, что после замужества руководить светскими
отношениями женщины должен супруг. Ему вменялось в обязанность
проводить с ней по возможности больше времени,
сопровождать её при
выходах в свет и предостерегать от нежелательных и компрометирующих
контактов и связей.
Бальные платья. Картинка из французского журнала 1872 г.
Собственно, с мужем женщины должны были выезжать на балы и приемы,
посещать увеселительные места: театры, рестораны, скачки и т. п.
Допускалось, что женщину может сопровождать мужчина, которому доверяет
муж, хотя это и было относительно условно. В обществе спокойно смотрели
на то, что некоторые женщины стали жить
отдельно от мужей. Этому было оправдание, так как получить развод в России было неимоверно сложно, его давала только церковь. Даже императоры не
желали вмешиваться в этот процесс. С молчаливого согласия супруга
женщина могла
завести любовника и даже выезжать с ним в свет. Если же
развод состоялся, и его виновницей была признана женщина, её
переставали принимать во многих домах. Поэтому женщины очень неохотно
шли на развод, если не были уверены в скором новом замужестве.
В любые места женщина могла ходить
в сопровождении своих детей, даже
малолетних, в этом случае сопровождение мужчины не требовалось. С
детьми женщина могла путешествовать и ездить лечиться на воды. На балы
и приемы можно было выезжать с дочерью, которую мать была обязана
выводить в свет. Без всякого сопровождения или в обществе другой
женщины можно было ходить в магазины, к портнихе, в церковь, совершать визиты к родственникам, дамам и людям в возрасте.
Определенные ограничения накладывались только на молодую жену
в первые
месяцы после свадьбы. В это время она могла выезжать только в
сопровождении мужа. Если же он физически не имел такой возможности,
считалось приличнее отложить визиты, чем совершать их в чьем-то
сопровождении. Исключение делалось только для визитов
со свекровью, с
ней молодая жена могла выезжать даже на балы. В отсутствии мужа молодая
жена могла принимать только родственников, женщин и общих с супругом
друзей, но, как правило, не ранее, чем через месяц после свадьбы. Если
после свадьбы супруг надолго уезжал, молодая жена должна была
переезжать к его родителям. В семье мужа первое время должна была жить
и молодая вдова, если у неё не было детей.
Благотворительный базар в Дворянском собрании
К концу XIX века, когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции
в обществе, нравы стали значительно свободнее. Многие требования
этикета, ранее казавшиеся незыблемыми для дворянок, стали терять
обязательность. Появились женские организации, выступавшие за отмену
всех условностей и полное
равноправие с мужчинами. Окончательный же
удар по дворянскому этикету был нанесен в 1917 году. Его еще какое-то
время пытались придерживаться только на территориях белых армий, а
затем и в эмиграции.
К
сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны
и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое.